«Такі красиві люди» - Марьяна Садовская: о себе и родине
Юлия Манукян (/user/71)
критик
Марьяна Садовскаяприехала в Херсон, спела на Лебедином озере (местный популярный public space), попутно
вырвав сердца и слегка притомрозив наше стремительное падение в жалкий мир хипстерских забав.
() () () () () ()
() ()
Новое (/) События (/category/25) Живые проекты (/category/37) Искусства () Интервью (/category/36)
Мысли (/category/19) Люди (/category/24)
()
Марьяна Садовскаяприехала в Херсон, спела на Лебедином озере (местный
популярный public space), попутно вырвав сердца и слегка притомрозив наше
стремительное падение в жалкий мир хипстерских забав. И была бы таковаесли
бы мы тоже не приторомзили ее побег из наших палестин жадными вопросами типа
«А как оно, Марьяна, - жить жизнью певуньи и сочинительницы мелодийНу, и
вообще
Сейчас-то мы снова в нормевырванные сердца на месте, глаза иронически прищурены
и гаджеты поставляют нам в уши любовно подобранные треки «альтернативной музычки»
(а че там у быдла нынче слушают? Я не в теме). А все ж Марьяна пробурила тоннель
вглубь, впрыснула яд, разъедающий крепкие доспехи нашего снобизма. Талант, он такой
будь ты трижды прожженный и виды видавший, а уже ливер твой дрожит от восторга и
зависти. Кто-то сгоряча назвал Садовскую украинской Бьорк. Ну, Бьорк- бьорково, а
нашу Марьяну мы ни с кем сравнивать не будем, ибо ее «манера исполнения» -
уникальна. Что там рассказывает о ней Википедия? –
«Вдале поєднання автентичного пісенного матеріалу із його театралізованою
інтерпретацією». Ну да, как-то так. Здесь
(https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80'%D1%8F%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D1%96%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%96%D0%B2%D0%BD%D0%B0)
много чего о Марьяне интересного, между прочим.
Но то все сторонние наблюдения и выводы. А вот мы с Алексеем Касьяновым (будущим
автором «Соуса», надеемся) допросили Марьяну напрямую. Сработали аки детектор лжи,
разве что датчиков на нее не налагали. В результате получился симпатичный поток
сознания, перебивать который нашими вопросамитолько портить. Льется себе речьи
пускай. Нам было интересно. Дай бог и вам тех же впечатлений.
Ямузыкальная полигамия
(Со смехом) Я широко известна в узких кругах. Дома пели все. У нас отключали свет, мы
собирались с соседями по вечерам и пели.
Есть моногамные браки, а есть полигамные. Так вот, если говорить о моем браке с
музыкой, то яполигамист. Люблю, слушаю и пою разную музыку, «песни разные», в
разных стилях и о разном: любовь, разлука, романсовая лирика, колыбельные,
иммигрантские, обрядовые. Когда я начала ездить по Украине, познакомилась с
автентикой. Очень люблю «соромiцькi пiснi». Вы хотите, чтобы я их спела?
Влізло дівча на черешню
Ягідочки рвати,
А я знизу помагаю,
Та й став підглядати.
Туди глянув, сюди глянув,
Аж світ закрутився.
Люди добрі, на черешні
Рай божий розвився.
На Полесье есть обряд «комора» - это когда молодоженам дают напутствия перед
первой брачной ночью. Это мудро, ведь на свадьбах много плачут - ушла девушка из
семьи, ушел парень. Кстати, если бы песни о разлуке мамы с дочкой пели сейчас, то в
психологии было бы гораздо меньше проблем. А после того, как все наплакались,
начинается карнавал, здоровый смех, равновесие жизни и смерти, вульгарного и
высокого. Я часто на концертах пою «соромiцькi пiснi». В Херсоне пела про медведя,
это как раз такая свадебная припевка с обряда «комора»: «Дайте мені миску з
медом, бо я спала з ведмедем, я думала умру, умру-я ж його люблю,люблю» (от ред.
наша публика очень эту песню приветствовала).
Я была на Кубе и видела обряд культа сантерии. Это афро-кубинский обряд,
родственный с обрядами кандомбле в Бразилии и ву-ду на Гаити. Кубинцы считают, что у
каждого есть свой ответственный бог, или «ангел-хранитель». Человеку время от
времени нужно устанавливать с ним контакт. Когда у тебя в психике нарушается
равновесие или ухудшается здоровье, нужно танцевать, играть на бубнах, чтобы
позвать своего бога. Он вселяется в тебя, ты входишь в транс и очищаешься. У каждого
из богов есть свой атрибут, например, сигара - нужно найти и выкурить сигару, у кого-то
белый голубь, значит, нужно поймать белого голубя. В одну женщину вселилась богиня
любви. Ее атрибут - мед. И эта женщина начинает танцевать, ей дают мед и она
обливается им, а потом обмазывает всех. И вот недавно я поняла, что наша песня про
медведя - о том же меде, о любви.
Яздесь и не здесь
Я стараюсь чаще бывать в Украине. В прошлом году была раз десять. Страшно боюсь
потерять связь с Украиной, потому что живу я далеко. Но вот во время последней
поездки я начала осознавать, что пытаюсь удержать иллюзию того, что я здесь. Что я
здесь живу. Но я уже там, там мой дом. Я об этом, кстати, пою, в моей самой новой
программе есть песня, в которой я еще и еще спрашиваю себя, где мой дом? Мое
сердце? В последние дни я много думаю о том, что не могу давать оценку здешней
ситуации. Я не имею на это права. Не могу позволять себе комментировать события,
узнавая о них только с новостей и з комментариев в социальных сетях. То, что я могу и
делаю постоянно, я питаюсь поделиться своими впечатлениями и увиденным в Украине
(особенно мои поездки в Мариуполь, Славянск, Краматорск, Северодонецк, Волноваху,
Сартану, Мангуш и т.д.) с моими друзьями в Германии, Америке, во всем мире. Пусть
знают, что это не просто место на карте. Здесь живут люди с детьми, со старенькими
родителями. И друзья благодарны мне за это.
Херсон - это Украина. Но не потому, что на указателе так написано. Я слышала, что это
другая Украина - особенная, «південна» . Но какой смысл в том, что она везде будет
одинаковой? Здесь у вас говорят в городе, в основном, по-русски. Но стоит поехать в
ближайшее села и уже слышишь только украинский. Интересно было в селе Геройское
(когда то Прогної)- нас там встречал маленький фольклорный коллектив,
пелипрекрасные старинные песни, и вот на мой вопрос, а могут ли они нам спеть что-то о
«героях», то есть песни с уже советских времен, они вдруг переключились на русский
язык. Вот вам и ответ! Языковая проблема - это не проблема прошлого года или
десятилетия., это не только колонизация в советское время, это еще и царская Россия,
запрещающая писать и разговаривать по-украински, медленно, но уверенно
превращающая украинский язык во второстепенный, сельский, рогульский.
Но я не хотела бы, чтобы было так: а теперь все
вместе, на три-четыре, по-украински, вперед! В
своей жизни говорите так, как вам удобно. Я
против языкового насилия.Поддержка языка
начнется тогда, когда будет поддержка
культуры.
У нас не может быть бельгийского варианта. Двуязычие будет означать, что украинский
язык исчезнет. Потому что в Украине мало книг на украинском языке. (Интересно было
би пойти к вам в книжный магазин и посмотреть соотношение...). Хорошо, конечно, что
сейчас наплыв российской попсы сократился, но вы видите по телевизору классные
группы, которые поют по-украински? Фильмы? Когда в последнее время вы видели
хороший спектакль на украинском языке? Вот только что в Мариуполе мне рассказали,
какие огромные деньги там шли на «развитие русской культуры». Кстати, о Мариуполе
в городе все по-русски говорят, а вот в Волновахе, под Мариуполем, вдруг встречаешь
этнографический ансамбль, поющий автентику, и это единственное село, где я увидела,
что бабушка поет с дочкой и внучкой, где мужчины поют, маленькие мальчики. Это
единственное село, в котором мне удалось побывать, где не прервалась традиция. Везде
прервалась. И Волноваха - это Донбасс. Я очень хочу, чтобы о них услышали, их
приглашали с выступлениями.
Ну и мои два любимые примера - Израиль, в котором ни русскоязычному, ни
арабоязычному, ни немецкоязычному еврею не придет в голову не учить и не знать
государственный язык. Или Швейцария, где швейцарский «диалект» - это атрибут
идентичности и пример гордости, а не унижения и второсортности. Будет культура,
будет язык. Исчезнет язык - навсегда останемся второсортными «хохлами», маленькими
и униженными.
Как меня «пропихивали»
У меня был выбор: поступать в консерваторию и играть Баха, Моцарта, Рахманинова по
восемь часов в день или пробовать поступать в театральный институт в Киеве. Но вдруг
я увидела приглашение в студию в только что возникшего во Львове первого
экспериментального театретеатр Леся Курбаса.
Я выбрала эксперимент, риск и поиск. Год спустявстреча с польским театром
«Гардженице», где я, начиная с коротких мастер-классов, остаюсь работать 10 лет и
режиссер которого однажды мне сказал - «Ты должна работать с голосом»!
С театром я посетила разные страны. И подумала, что нужно поездить по Украине. Я
стала ездить и слушать песни, хотя не думала, что буду их петь. Но мне очень щедро
«дарили» песни и истории, и в какой-то момент я поняла, что не могу больше держать
это в себе.
В 1990 мы с мамой были в Штатах и она посоветовала мне рассказать о своих поездках
в украинской церкви в Кливленде. Я говорила, показывала фотографии, включала
записи, кое-что пела. Потом был арт-центр в Чикаго, после этого - украинский музей в
Нью-Йорке. В музее художник с Тайваня предложил мне свою стипендию - пожить год в
его арт-резиденции с другими художниками.
Временами я слышу вопрос: “Кто тебя пропихивает?” Никто. Все - дело случая. Однажды
моя фисгармония сломалась и мне пришлось ехать к мастеру в Нью Йорке. В это время
проходил фестиваль балканской музыки «Златне Усте». Мастер чинит мой инструмент и
предлагает спеть три песни. Он договаривается обо всем и меня принимают. После
выступления ко мне подходит Майкл Альперт, легенда клезмерской музыки, и говорит:
Не убегай, мы должны поговорить”.
Позже меня приглашают выступить на другом фестивале балканской музыки в Сохо.
Оказалось, на концерте был музыкант Матт Моран. Он рассказал обо мне куратору
фестиваля в Сохо, хотя мы с ним даже не познакомились. И вот я выступаю, пою свою
сольную программу, показываю фотографии с проектора. Но накануне я заболела, и мне
было нехорошо. Последняя песня, колыбельная, я думаю петь или не петь, пою, люди
встают, я выхожу, народ аплодирует, а я не в состоянии вернуться. Они подумали,
что я - такая звезда, ага. Мама и муж ведут меня под руки и к нам подходит
организатор: “В зале был журналист из New York Times, у тебя будет статья”. А я говорю:
Ага, ага, хорошо”. Я не понимала, что такое статья в New York Times.
У меня нет высшего музыкального образования, мне никто не ставил голос. Я, можно
сказать, «самоук». Это все мастер-классы, поездки по селам, бабушки, потом
экспедиции в разные страны, где сохранилась живая традиционная культура и мой
мысли (/category/19) перформанс (/category/43) фолк (/tag/folk) музыка (/tag/muzyka)
большой интерес к разным вокальным техникам в традиционном и классическом
искусстве. Сейчас я сама веду мастер-классы “Ukrainian traditional polyphony”. В
Европе и Штатах увлекаются народной музыкой. Интерес к экзотике и кайф от того,
что можно петь. Академический принцип пения отсеивает людей, а народную
музыку петь могут все. Часто такие мастер-классы - это первая встреча з культурой
Украины.
У меня никогда не было афиш, их и сейчас нет. Хотя я сейчас и работаю с агентом в
Германии, мне все же очень много помогают люди, которым я не плачу никаких
процентов. У меня до сих пор нет ни одного клипа. Я «нишовая», некоммерческая певица.
Я собираю деньги на новый диск и мне не хватает на буклет для перевода песен. Я буду
продолжать собирать гуманитарную помощь, и выступать в Украине без гонораров,
вести мастер-классы с детками, которых лишили домов и мира. Я буду петь во всем
мире и делиться нашим уникальным, самобытным и оригинальным! Моя миссия -
чтобы мои дети, растущие в Германии, знали о своих украинских корнях, и чтобы это
давало им силу! А пока буду пробовать делать все возможное, чтобы весь этот кошмар
прекратился, и «все будет Украина», как сказала Елена Степная!
Возбудившись этими «палкими» мессеждами, мы просим Марьяну спеть для нас. Наша
гостья достает свою индийскую гармонь. “Она так легко расстраивается”, - говорит
Марьяна и начинает петь романс. И делает это так хорошо, что говорить больше не
хочется. Но слова, сказанные нам на прощанье, окончательно губят наши и без того
размякшие души.
Я вот что скажу. Я ехала из села Геройское на автобусе. Там
остановились, тут, люди заходят, выходят, машут, провожают.
Знаете, недавно вышел фильмТакі красиві людирежиссера
Дмитрия Моисеева? Он снят, кстати, в Крыму... Это попытка
создать что-то классное, украинское. А я ехала, смотрела
вокруг и думала: “Боже, які красиві люди. Такі красиві люди”.
Спасибо Алексею Касьянову за помощь в работе над материалом
На концерте - фото Стаса Остроуса.
В доме Н. Гоманюка - фото Алексея Касьянова
Выступление на фестивале в Рудольштадте во время вручения
самой большой в Германии награды Ruth в области world music
(https://www.youtube.com/watch?v=udHTG7mUZSs)
Выступление в Одессе (https://www.youtube.com/watch?
v=XVF5yvLGlgo)
Новая программа «ВЕСНА» (https://www.youtube.com/watch?
v=xgaqVEjcb7A)
Песня Вдовы (https://www.youtube.com/watch?v=dic3h6U8c0s)
Вкус проекта
сладко
Сергей Дяченко (/user/250)
художник
1
26 августа 2015 г., 9:25
Поделись с друзьями
! Комментарии
То, что Марьяна Садовская осталась на Херсонщине на несколько дней, помогло не только ей самой познакомиться с
«загадочной южной душой», но и нам познакомиться с нею. Живое общение с человеком, знакомство с ним лично дает гораздо
больше, чем знакомство с творчеством. Оно и понятно, человек творческийразносторонне творческий. А видим мы зачастую
лишь один сегмент из этого спектрапусть и самый яркий, пусть именно тот, который останется в вечности, но мы-то с вами
упыри-максималисты. Живое общение дорогого, очень дорогого стоит. Вспоминаю, как Полина Райко рассказывала о своих
росписях в доме и песни пела, и плакала, и смеялась. Как это можно было зафиксировать? Как воспроизвести? В 3-D, 7-D, 21-
D? Да и надо ли? Это те подарки судьбы, которые зачастую остаются неоценёнными, а если их ценят, то доступны они не
многим. Ну да, потому и интересны интервью с такими людьми.
Для того чтобы отправить комментарий Вам нужно войти (/login?url=post/522).
1
сладко
0
кисло
0
остро
0
горько
0
солено
0
пресно
" (http://www.facebook.com/sharer.php?
u=http%3A%2F%2Fcoyc.com.ua%2Fpost%2F522&t= «Такі
красиві люди» - Марьяна Садовская: о себе и
родине&src=sp)
2
(http://vkontakte.ru/share.php?
url=http%3A%2F%2Fcoyc.com.ua%2Fpost%2F522)
0
#$ (http://twitter.com/share?url=http%3A%2F%2Fcoyc.com.ua%2Fpost%2F522&text=%C2%A0%C2%AB%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D1%96+%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B2%D1%96+%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8%C2%BB+-
+%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0+%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%3A+%D0%BE+%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5+%D0%B8+%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5)
0
Мы в социальных сетях
%
(https://www.facebook.com/coycsouc)
#
(http://vk.com/coyccomua)
Космический реализм В. Чупрыны
Найти
(/post/518)
Четыре признака перфоманса
(/post/514)
Письмо дедушке Морозу
(/post/428)
(http://boonker.net)
Инициировано ЦМИ «ТОТЕМ» (/totem) в 2015 году
Электропочта:
coyc@i.ua (mailto:coyc@i.ua)
Социальные сети:
facebook (https://www.facebook.com/groups/213761702146089) | vkontakte (http://vk.com/coyccomua)
(http://metrika.yandex.ru/stat/?id=24013273&from=informer)
Проза (/category/40) Живопись (/category/12) Кино (/category/21)
Поэзия (/category/39) Литература
(/category/38)
Анимация (/category/28)
События (/category/25)
Видеоарт (/category/32) Драматургия
(/category/41)
Живые проекты
(/category/37)
Графика (/category/13) Клипы (/category/33) Искусства (/category/2)
Фотография
(/category/29)
Иллюстрация
(/category/16)
Интервью (/category/36)
Инсталляция
(/category/17)
Мысли (/category/19) Стрит-арт (/category/15) Люди (/category/24)
Дизайн (/category/18) Коллаж (/category/34) Театр (/category/20)
Перформанс
(/category/43)
Скульптура
(/category/14)
Архитектура
(/category/35)
Музыка (/category/22) Видео (/category/31)