Дешево, патриотично и под музыку
Антон КЛОЦ [14.06.2004]
В Полтаве под эгидой «Нашей Украины» прошел
всеукраинский рок-фестиваль «Мазепа-Фест». Второй по счету «Мазепа»
(живший два дня против одного в прошлом году) оставил по себе самые
приятные впечатления, добрую память и - некоторые сомнения в собственном
будущем.
«Натхнення і мистецтва діти...»
Опороченный Пушкиным и обласканный Байроном и
Ю.Ильенко гетман определенно благоволит фестивалю своего имени: погода в
Полтаве в дни рок-акции стояла просто курортная.
Прохожие
по-провинциальному неспешно дефилировали центром города (ул.Ленина, ул.
Жовтневой Революции и т.п.). Кажется, только для того, чтобы
окончательно замереть в разморенной истоме на одной из лавочек
знаменитой Круглой площади.
О том, что в их населенном пункте
вечером откроется «Мазепа-Фест», о котором «говорит вся Украина», из
опрошенных мной местных жителей не знал никто. Да и афиш праздника,
практически, не наблюдалось. Кроме того, как выяснилось,
доброжелательные полтавчане просто не знают, где у них находится
Певческое Поле, зато с готовностью показывают дорогу к Парку Победы, где
таковое, собственно, и находится.
За пределами главных магистралей
Полтава оказалась, в основном, пятиэтажной и ниже, кирпичной или
оштукатуренной в «теплые» цвета персика, абрикоса и охры. На каждом шагу
- как, впрочем, и в центре, - прохожего поджидали палатки с фруктами и
овощами и, точно такие же - с газетами. На практически всех домах
красовалось по две-три вывески «Продуктовый» или «Кафе». А еще -
представьте себе - в городе не оказалось ни одного Макдональдса.
Квинтэссенцию
провинциального очарования Полтавы я отыскал на закрытом (видимо,
навсегда) киоске «Пресса», где красовалась бесхитростная надпись:
Полтавські люди -
Мов весняні квіти.
Вони натхнення
І мистецтва діти.
Їх до еліти - де б не був,
Приймають,
Бо наші люди
Більш за всіх читають!
Почтеннейшая публика
Певческое Поле в Полтаве - относительно небольшой
амфитеатр, "спрятавшийся" в низине Парка Победы у заболоченного озера.
Уже за час до начала шоу зал был полон - вход на фестиваль, по традиции,
бесплатный, так что прийти и выслушать"Мазепу" смогли все, кто мог и
хотел. Чего в Киеве не случается уже даже на "Рок-Экзистенции".
Что
меня тронуло больше всего - так это полтавская публика. Я словно
оказался на какой-то из рок-акций в Киеве образца конца 1980-х - начала
1990-х (правда, здесь никто не дрался, и милиционеры были на удивление
незлобливы - хотя местная публика и думала про них в корне
противоположное.) Прямо на скамейках Поля отплясывали утыканные
булавками панки с ирокезами, в подранных "косухах" с явно самопальными
надписями вроде "Панк жив!" Очень суровые малолетние все в заклепках
металлисты держались степенно. И только время от времени орали "Давай
"металл"!" Туда-сюда шныряли немногочисленные хиппи в бисерных фенечках.
В общем, присутствовал весь "неформальный" набор, давным-давно куда-то
подевавшийся в столице.
Довершало сходство с
Киевом-1989 всеобщее безденежье зрителей. По причине которого все со
всеми делятся сигаретами, пивом и "огоньком" зажигалок. Меня, кстати,
тоже все время норовили напоить, накормить и потащить танцевать - при
этом абсолютно не интересуясь, кто я и с какой стати все время что-то
пишу в блокноте.
Битва за Полтаву: день первый
«Гілля голе, голе - зима йде поволі", - такты припева
из песни «Шива» «динозавров» укррока группы «Кому Вниз» неспроста стали
официальными позывными фестиваля. Слушаешь - и действительно (черт его
знает, почему) проникаешься «торжественностью момента».
Два дня национального, т.е. украиноязычного и хорошо
сыгранного рока - срок, вполне достаточный, чтобы убедиться: рок-музыка в
Украине не просто жива, а и популярна. Просто с тех пор, как ее
вытеснили из Киева, она обретается в провинции. В Полтаве, по
предварительным подсчетам, послушать "свою" музыку каждый день
собиралось до 5 тыс. человек.
Если верить главному режиссеру и ведущему праздника
Сергею Архипчуку, дух мятежного гетмана лично наблюдал за рок-фестом
своего имени. Непосредственными же организаторами фестиваля стали
"Просвита", нардеп-"руховец" Н.Кульчинский, С.Архипенко и музкритик
А.Евтушенко. Спонсировали действо «Наша Украина», укрдиаспора в лице
семейства Веры и Богдана Бондаруков из Чикаго, полтавские...
кондитерские и ликеро-водочные заводы.
Самое большое впечатление лично на меня, как,
впрочем, и на большинство гостей феста, произвели именно "молодые"
группы из глубинки. В первую очередь, именно полтавчане. В первый день
«Мазепы» как раз была презентована т.наз. "полтавская панорама"
фестиваля - всего семь молодых местных украинских рок-групп.
Если же сравнивать "своих со своими", самыми
интересными выглядели "Берег Бонанзы" (хип-хоповый речитатив,
"совмещенный" с гитарными соло и духовой секцией), украинские
"готические" романтики "Пинз". И, конечно, совершенно упоительный
"Контрабас" - с настоящим контрабасом, используемым как... огромная
гитара. И тоже - духовой секцией.
"За царя Панька земля була тонка, слов'яне разом
вірили, жили. Мене там не було. Але я не плачу, і приводу не бачу давати
волю сльозам!" - наяривали рок-н-ролл (еще у них были блюзы, акустика,
песни, по стилистике чем-то сходные с знаменитым "Вием" и т.п.)
"контрабасисты".
Общепризнанные "звезды" полтавского рока - "Талисман"
и "Арахнофобия" - работали уже во второй день фестиваля. Но меня
впечатлили куда меньше. Хотя, с другой стороны, играй те же "арахнофобы"
на ведущих укрплощадках - может быть, стали бы мегазвездами уровня
"ВВ".
Чего можно пожелать и совершенно замечательной
киевской группе "Трутни" - как по мне, "открытию" фестиваля.
Примечательная троица людей лет по 45-ть выдала сумасшедшего драйва
хард-рок с текстами, напоминающими "Братів Гадюкіних". Ну, по крайней
мере - такими же ироничными. И все это - хриплым "мяукающим" голоском.
Из интересного в первый день «Мазепы» я бы отметил
еще и херсонских «One Line". Украинский рок в Херсоне - это уже само по
себе интригует. А тут еще и девочка-солистка Анечка смахивала на
Земфиру. В смысле - голос и энергетика на сцене...
Хэдлайнером же 5-го июня стал "культовый" "Вий".
Стадион так и простоял минут сорок - от начала песни "Змія", и до конца
их выступления. Подпевали, сохраняли от ветра огоньки зажигалок и
свечек.
Закрывали первую часть праздника рокапоповые "Нумер
482" и развеселая карпатская "Перкалаба". После того, как часов в
полдвенадцатого публика неохотно разбрелась, а музыканты и
«экспортированные» из Киева журналисты погрузились в автобусы,
выяснилось, что оставлять выступавшие на фесте группы в Полтаве никто на
ночь не собирается. Днем участников «десантировали» на сцену прямо из
автобусов, ночью, со сцены, - в Киев.
Хотя, вообще-то, на фестивали
все и приезжают, в основном, для того, чтобы потусоваться, а не только
«работать, работать и еще раз работать». Организаторы "Мазепы" объяснили
скорый отъезд тем, что денег у «Нашей Украины» и всех остальных
спонсоров, как водится, не хватило...
Битва за Полтаву: день второй
Второй и последний вечер феста. От предыдущего он
отличался усиленной до навязчивости агитацией за Блок Ющенко. И
появлением в продаже не только кассет, но и маек с эмблемой фестиваля.
Сцену, кстати сказать, украшал желто-черный орнамент
и, почему-то - мешки, то ли с песком, то ли с цементом. Как объяснили
журналистам организаторы «Мазепы», геометрические изыски модных
художников О.Тистола и Н.Маценко знаменовали казацкий и гуцульский
кресты, вписанные друг в друга. Правда, вблизи и без того мало понятный
рисунок «распался» на отдельные полоски-детали. «Простым» зрителям
замысел не объяснили, и, насколько я могу судить, в сценографии они
поняли еще меньше моего.
А вот «агитация», и атрибутика публике явно нравились.
Что же касается музыкального наполнения завершающего
вечера - его кто-то словно нарезал ножом. Первые нескольких групп
показались совершенно безликими. Причем, их музыку не спасали даже
элементы популярных у вообще всего украинского музмолодняка хипа-хопа и
ска: публика откровенно скучала. Настоящее веселье началось, когда на
сцену вышли виннитчане "Очеретяний Кіт". С их рок-"коломыек", регги,
спетых а капелло "Напередодні Юр'єва Дня", их флейт, скрипочек, гитар,
хрипловатого голоса солиста для меня и стартовал настоящий рок-праздник.
Когда в наступающих сумерках Певческое Поле "заводили" старички
«Краяни», стадион уже ревел во все голоса и не слезал со скамеек. В то время,
как долго и на редкость драйвово играли "Борщи", ошалевший от
рок-счастья зал уже напоминал банду рок-дервишей, в неистовстве танца
забывших даже собственные имена. Когда хэдлайнеры "Мертвий Півень" в
компании с В.Морозовым вышли на сцену со спичем из нескольких пунктов
(первым значился «Слухайте українське!", вторым - обязательное
морозовское "Свій до свого по своє"), Полтава во всю мочь скандировала
«Слава Україні!» и явно была от себя и от осознания этих своих слов в
экстазе. И тем громче принялась напару с Морозовым распевать его
знаменитую «I Love Mу Ukraine». В общем, было патриотично и весело.
Последних музыкантов-гостей «Мазепы» - «Гайдамаков», -
разгулявшийся зал просто отказался отпускать со сцены. Хотя и была уже,
почитай, полночь. Увы, все хорошее когда-нибудь заканчивается. В 2005-м
году, пообещали всем напоследок, "Мазепа-Фест" будет продолжаться уже
три дня.
«Вставай, Енею! Годі спати..."
В странной, все-таки, стране живем. Укррок на то,
собственно, и «национальный» - что, по определению, изначально и
добровольно патриотичен. Без привкуса какой-либо казенщины. Значит,
слушатели такой музыки автоматически попадают под воздействие комплекса
«украинофильских» идей («I Love Mу Ukraine» - и точка.) И позже - сужу
непосредственно по себе, - ощущение правоты подобного взгляда на мир не
выкуришь из подсознания даже психоанализом. При мне к мирно отдыхавшему
на травке «Вию»- Д.Доброму-Вечиру подходили юные люди из Полтавы и
даже уездных Кобеляк. «Благодаря вашей музыке и вообще укрроку, -
говорили они (и некоторые мучительно краснели), - мы осознали, что мы -
украинцы. Что у Украины - свои культура, язык и история, которыми тоже
можно и нужно гордиться. Благодаря этому, мы совсем по-другому
воспринимаем собственную жизнь и то, какие у человека должны быть в ней
ценности. Короче говоря, мы - изменились. А для начала, начали
разговаривать по-украински. Скажите, это ведь не страшно, что иногда по
старой привычке сбиваемся на русский?.. »
Проводить рок-фестиваль в Полтаве можно было уже
только ради подобных признаний и прозрений (как знают филологи, т.наз.
«языковая картина мира» различается у носителей разных языков. А
мотивации говорящего и думающего по-русски таки отличаются от мотиваций
индивида «украиномовного» или франкофонного и т.д...) Конечно,
правильнее всего было бы организовывать подобные «Мазепа-Фесты» по всей
Украине, но...
Мне кажется, в ближайшее время этого точно не
произойдет. Самому нынешнему государству такая «мазеповщина» сегодня
просто невыгодна. Как в очередной раз засвидетельствовал фестиваль,
настоящий рок - музыка свободная, и подстраиваться под державу с
"античеловеческим лицом" не станет. Что же касается патриотов из
оппозиции... Черт подери, даже зло берет: ну, неужели и эти никак не
убедятся, что вложение денег в «Мазепу» и иже с ним и является
спонсированием всей «национальной идеи»? То есть, своеобразным
«стратегическим вложением капитала», толку от которого - куда больше,
чем от просто сиюминутного «пиара» отдельно взятой партии и даже в целом
оппозиции? А если, все-таки, столь очевидные вещи понятны (я
подозреваю, что это так - иначе бы никто и не придумывал, и не
поддерживал «Мазепу») - почему достаточного количества денег на не самый
дорогой фестиваль не нашлось? А на рекламную продукцию «имени себя»
отыскались?
При этом рок остается по-прежнему одним из наиболее
действенных пропагандистских «машин». Кроме раскованной и все еще, в
отличие от Киева, верящей в идеалы - что рока, что Украинской
Независимости публики, - "Мазепа-Фест"-2004 запомнится также и песнями
протеста против нынешней жизни и власти. "За кого будешь голосовать?" -
спрашивал, помнится, один паренек лет 18-ти у другого, пока на сцене
настраивалась очередная группа. - "За оппозицию!". "И мы - тоже, за
Ющенко и Тимошенко!" - тут же отозвались сразу несколько тусующихся
рядом компаний. "А вы там, в Киеве - за кого проголосуете?" - много раз
выспрашивали и у меня. Ну, что тут сказать?