Новости Фото Медиа Hi Tech Авто Дом Карьера Семья Газета 24
Среда, 26 Сентября 2007
Рекламные ссылки
Культура

Песни далеких предков

(0)24 Сентября 08:10 | автор: Игорь Панасов, «24»

Марьяна Садовская собрала в Киеве полный зал. Концерт бывшей львовянки, живущей в Германии, показал, что у украинской этнической музыки есть шансы выжить на собственной родине

В субботу в Украинском Доме можно было оценить всю силу цыганской почты «Живого журнала». На выступлении Марьяны Садовской, анонсировавшемся на паре блогов в интернете, был аншлаг. Неплохо как для певицы, уехавшей в 1991 году из Украины в статусе 19-летней актрисы нестоличного театра, о которой здесь мало кто вспоминал.

В Германии Садовская нашла семейное счастье, простор для полета творческого духа и стала одной из заметных фигур в мировой этно-музыке. В Африке, Америке и Европе она на практике (концерты) и в теории (семинары) знакомила мир с украинским фолком – мир немел от восторга. Наконец, на родине Садовской нашелся человек, который это заметил и устроил ей визит в Киев. Им стал продюсер Олег Кохан, интересующийся немейнстримовой культурой, работающий с Романом Балаяном и Кирой Муратовой.

В Киев Садовская приехала с немецким джаз-трио Border-land, название которого организаторы почему-то перевели как «Окраина». Ускользнул смысл, выражающий суть того, чем занимается певица – «пограничная область», «грань», «граница». Влюбленная в украинскую песню, Садовская ищет точки ее соприкосновения с мировой культурой. Это приводит ее в пограничные сферы, причем не только музыкальные – помимо фолка, джаза, авангарда, классики и элементов поп-музыки, в ее манере очень много от театра. В случае с бывшей актрисой львовского Театра им. Леся Курбаса и польского Gardzienice вряд ли могло быть иначе.

Садовская – настоящий медиум. Через нее украинская песня вырывается наружу стонами и рыками, глубоким дыханием, всей мощью природного женского голоса. Когда она поет о празднике Ивана Купалы, то становится ведьмой. Когда голосит о невозвратной молодости, превращается в древнюю старуху. Когда декламирует балладу об Америке, выглядит воплощенной ностальгией.

Можно подумать, какое дело до этого всего гражданам Германии с контрабасом, перкуссиями и фортепиано у нее за спиной? Ан нет: что украинцу хорошо, то и немцу не смерть.

Фри-джазовые специи Borderland стали тем звуковым мостом, который помог понять песни сырой земли человеку большого города. Это столкновение культурных полюсов провоцировали все, кто когда-либо успешно выводил этно-музыку на широкую аудиторию, – от Питера Гэбриэла до Нино Катамадзе.

Садовская берет из украинской песни не только и не столько ее разгульную энергию, которую используют у нас многие (от «ВВ» до Верки Сердючки), но и мистерийную составляющую. Если Садовскую ждет у нас успех, не исключено, что лет через десять во дворце «Украина» наряду с Ириной Аллегровой и Валерием Меладзе сольные концерты будут давать исполнители вроде группы «Даха Браха».

Пока же все похоже на эпизод из фантастического мюзикла. Садовская привезла в Украинский Дом троих бабушек, которые в селах учили ее пению. Бабушки акапельно попели, и зал аплодировал им стоя. Садовская едва сдерживала слезы – наверно, ей с трудом верилось, что это все-таки случилось. Богдан Ступка, которого Садовская лично приглашала на концерт, не стал искать много слов для выражения своих чувств. «Це супер!» – сказал мэтр корреспонденту «24» и со слезами на глазах пошел за кулисы.

Справка «24»

Марьяна Садовская родилась в 1972 г. во Львове. Училась во Львовской консерватории по классу фортепиано, работала в театре Леся Курбаса. В 19 лет уехала в Польшу, где стала ведущей актрисой, композитором и музыкальным директором театра Gardzienice (до 2001 года). Сейчас живет в Кельне (Германия). Регулярно посещает украинские села, где собирает фольклорные песни и обряды.


На первой полосе:
Майданов не избежать