ПРАВДА УКРАИНЫ (№231, 7 октября 1989 года)

КАКИМ ЦВЕТОМ ЗАЦВЕЛА "ЧЕРВОНА РУТА"?

Размышления о первом Республиканском фестивале современной украинской песни

Организаторами этого праздника, проходившего в Черновцах в конце сентября, были Министерство культуры, ЦК ЛКСМ Украины, Укрсовпроф, Гостелерадио, союзы композиторов и писателей республики, Украинский фонд культуры, Музыкальное общество УССР, а также Общество культурных связей с украинцами за рубежом. Оргкомитет возглавил секретарь ЦК ЛКСМ Украины Ю.Д.Соколов, а жюри - секретарь правления Союза композиторов Украины М.М.Скорик.

В фестивале приняли участие около 600 молодых певцов и музыкантов. Наибольшее количество творческих коллективов делегировали Львовская, Киевская, Ивано-Франковская и Черновицкая области.

Главные спонсоры: украинско-канадское совместное предприятие "Кобза", Ивано-Франковская агрофирма "Прут", львовские производственные объединения "Кинескоп", "Электрон", "Искра" и тернопольское научно-производственное объединение "Ватра" ассигновали почти треть миллиона рублей на проведение этого праздника, который вызвал самые противоречивые отклики и, увы, оставил не только приятные впечатления.

Наверное, не случайно первый Республиканский фестиваль современной украинской песни и популярной музыки решено было провести именно в Черновцах. Не только на Украине известны имена певучих буковинцев Дмитрия Гнатюка, Софии Ротару, Василия Зинкевича, Назария Яремчука и, конечно же, Владимира Ивасюка, творчество которого, по замыслу организаторов фестиваля, должно было стать путеводной звездой этого праздника. Звездой, освещающей творческий сплав украинского народного мелоса с современными ритмами.

Многие верили, что праздник современной украинской песни пойдет по этому пути, вдохновит молодежь на продолжение лучших музыкальных традиций родного края. И ждали от фестиваля фейерверка народных украинских песен - и в дошедших до нашего времени старинных музыкальных формах, и в оригинальных современных обработках. К сожалению, надежды любителей музыки не опрадались.

...Маховик фестиваля набирал обороты. В первом туре участвовали десятки коллективов из Черновицкой области. Они принесли на сценические площадки народное творчество. Тут были троистые музыки, кобзы и бандуры, красочное разноцветье национальных костюмов. В песнях, исполнявшихся самодеятельными коллективами, встречалось немало интересных находок на фольклорной основе. Радовало, что рядом с высокопрофессиональными исполнителями, такими, как Павел Дворский из Черновцов и Александр Гаркавый из Луцка, как ровенский ансамбль "Жайвір", тернопольские "Светозары" и ивано-франковская "Гуцулочка", успешно выступали молодые талантливые музыканты Игорь Свирид из Киева, Алена Шаповал и Станислав Дерий из Николаева, Наталья и Виктор Тельнюки из Херсона, Наталья Царева из Черновцов.

Второй тур фестиваля, естественно, был уже не столь массовым. У кого-то не хватило мастерства, кто-то выбрал неудачный репертуар, кому-то просто не повезло.

Впрочем, были и другие мнения.

- Некоторые обвиняют нас в необъективности, - говорил ответственный секретарь жюри В.Ивченко. - Понятно, не все удовлетворены оценкой их творчества. Немало было в первом туре таких участников, которые нашли какую-то старую песню, надели свитки и думали, что успех им уже обеспечен. Но для победы на таком фестивале требуются еще и творчество, и мастерство, и вкус.

- Очень неудачными были попытки некоторых исполнителей положить на поп-музыку стихи Тараса Шевченко или Ивана Франко. Тут нужны иные подходы, иные формы сочетания слов и музыки, - делился своими впечатлениями бандурист из Австралии, представитель украинско-канадской фирмы "Кобза" В.Мишалов.

Ко второму туру, когда в обойме претендентов на призы почти из сотни участников и коллективов остались лишь двадцать семь, тональность и характер фестиваля резко изменились. Более четко проявилась тенденция поощрения именно тех исполнителей, в чьих песнях звучали злопыхательские политические пародии, чувствовались национальная кичливость и экстремизм, имели место прославление буржуазной Украины и прямые оскорбления достоинства национальных меньшинств, проживающих на Буковине.

Недоумение и возмущение жителей Черновцов вызвали и организованные режиссерами фестиваля шествия по улицам города приехавших их соседних областей "глашатаев", которые носили жовто-блакитные флаги и трезубцы, а на шее - большие черные кресты, скандировали провокационные антисоветские лозунги, призывали браться "за вилы" и выступать против тех, у кого сегодня "все остальное оружие". А во время конкурса исполнителей серед зрителей ходил благообразный старичок в национальном украинском костюме с бандурой и, останавливаясь перед группами молодежи, многозначительно напевал одну и ту же старинную казацкую песню, особо выделяя слова: "Вставайте, хлопцы, беритесь за оружие, настал решительный час!"

Совершенно однозначную - негативную - реакцию присутствующих на концертах вызывали дюжие "хлопцы", разгуливавшие между рядами и угрозами заставлявшие зрителей выражать восторг по поводу националистических призывов и песенок, звучавших со сцены.

Секретарь ЦК ЛКСМ Украины Ю.Соколов по этому поводу выразился так: "Мы готовили песенно-музыкальный праздник, а кое-кто постарался его политизировать, действуя не всегда корректно". Вот так - мягко и очень корректно охарактеризовал преседатель оргкомитета фестиваля описанные выше безобразия. А вдруг эта самая "политизация", не получив должной критической оценки, а если хотите, и отпора со стороны жюри и оргкомитета, будет воспринята молодежью как руководство к действию?

Во время праздничного открытия "Червоної рути" на городском стадионе "Буковина" львовские эмиссары пытались спровоцировать беспорядки, вмешивались в происходящее на сценической площадке. А солист "Киевконцерта" Тарас Петриненко даже исполнил песню собственного сочинения, прославляющую Рух. В выступлениях других бардов воспевались гетманы и стрельцы-сечевики. Все это нередко сопровождалось присяганием жовто-блакитному знамени, призывами ни более, ни менее, как к восстанию.

При активной поддержке главного режиссера праздника С.Проскурни и руководителя дирекции фестиваля А.Горностая со сцены - сверх утвержденной программы - прозвучали произведения явно националистической идейно-художественной направленности. Некоторые участники заключительного концерта позволили себе недопустимые элементарной этикой клеветнические заявления по поводу местных властей и общественных организаций. А призер фестиваля львовянин В.Жданкин, очевидно, решив, что победителю все можна, спел нам... гимн буржуазных националистов. Другой львовянин - В.Морозов - огласил со сцены провокационный призыв к действиям против местных советских органов. Даже после того, как председатель оргкомитета объявил о закрытии фестиваля, экстремистски настроенные его участники, заняв сценическую площадку, допоздна продолжали бесноваться перед любопытствующей публикой.

Видимо, не у всех организаторов были одинаковые цели, когда задумывался этот праздник. Кто-то действительно хотел возродить у молодежи интерес к украинской песне, а кто-то решил использовать это массовое мероприятие для удовлетворения своих политических амбиций. Об этом говорили спустя несколько дней после завершения "Червоної рути" собравшиеся в Черновицком облисполкоме представители общественности.

По мнению Л.Финкеля - председателя общества еврейской культуры имени Штайнбарга, фестиваль только бы выиграл, если бы наряду с украинскими на нем прозвучали русские, молдавские, еврейские песни в исполнении национальных коллективов. И люди этих национальностей не чувствовали бы себя чужими на этом празднике.

- Думаю, вся беда в том, что организацию и проведение фестиваля доверили не хозяевам города и праздника, а львовянам, среди которых возобладали националистические настроения, - делился заместитель председателя Черновицкого облисполкома А.Цуркан. - Отказавшись от сотрудничества с органами Советской власти города, представителями художественной нителлигенции и общественности Черновцов, штаб фестиваля, вопреки положению об этом празднике, где было четко определено, что каждая область должна послать на него три коллектива или исполнителя, вдруг из одной только Львовской области пригласил чуть ли не половину всех участников. Предпочтение было также отдано Ивано-Франковской и Тернопольской областям - в ущерб многим крупным регионам Украины, таким как Полтавщина, Донбасс, Ворошиловградская, Черниговская, Одесская и другие области. Как выяснилось впоследствии, все это делалось с вполне определенными целями.

Учитывая письма и обращения жителей города и области с протестами по этому поводу, мы не можем сегодня согласиться со многими оценками жюри, назвавшего лауреатами тех, кто по очень существенным причинам этого не достоин, и требуем пересмотра результатов фестиваля.

Кто же назван призером? - спросите вы. Отвечаем: львовский ансамбль "Млин", львовский исполнитель В.Жданкин, львовянин Т.Курчик, львовский ансамбль "Мальви". В жанре рок-музыки победили группы "Сестричка Вика" и "Братья Гадюкины" - обе из Львова. Среди певцов - опять же львовяне В.Морозов и А.Панчишин. Неужели в других областях Украины меньше талантов?

Какую же из прозвучавших на празднике современных украинских песен, возможно, запоет народ? Этот вопрос мы обсуждали с художественным руководителем и дирижером Государственного заслуженного Буковинского ансамбля песни и танца народным артистом УССР лауреатом Государственной премии имени Т.Г.Шевченко Андреем Николаевичем Кушниренко.

- Скорее всего, никакую, - ответил мой собеседник. - такие песни, как "Наркоманы", "Пойду утоплюсь", "Подпольный Кондрат" и многие другие, подобные им, - это не искусство, а мелкотравчатый политический фарс.

Увы, не расцвела на этом фестивале новая "Червона рута".

А.ФЕДОРОВ.
Корр. "Правды Украины".

Черновцы.